Layer 1

В Российской академии наук представили Концепцию научно-технологического развития транспортной отрасли России

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11883

Министр транспорта Роман Старовойт принял участие в заседании Президиума Российской академии наук, на котором представил Концепцию научно-технологического развития транспортной отрасли России. Мероприятие прошло под председательством президента РАН Геннадия Красникова.

«Сегодня мы обсуждаем важный вопрос, связанный с Концепцией научно-технологического развития транспортного комплекса, актуальность которой определяется необходимостью повышения связности территорий Российской Федерации. Создание долгосрочной научно-технической базы, необходимой для модернизации отечественного транспортного комплекса, требует участия учёных различных областей знаний, команд из ведущих научно-исследовательских центров страны, транспортных технологов и исследователей», – открыл заседание президент РАН, академик Геннадий Красников.

https://gtrkchita.ru/news/proisshestviya/fsb-zaderzhala-za-vziatki-odnogo-iz-rukovoditelei-filiala-rosgranstroia-v-chite-73672/

Роман Старовойт отметил, что формально Концепция определяет вектор работы до 2035 года, но фактически охватывает гораздо больший период. «Считаю это важнейшим стратегическим решением. Положения Концепции коррелируют со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Президентом страны, и развивают идеи, заложенные в Транспортной стратегии, утвержденной Правительством в 2021 году», – сказал он.

Документ будет утверждаться впервые, что позволит определить цели и направления исследований, обобщить механизмы работы, определить источники финансирования. Кроме того, в Концепции впервые будет дано определение транспортной науке.

Роман Старовойт заявил, что роль транспорта в научной сфере сегодня недооценена. В 1930-е годы на индустриализацию страны и глобальное техническое перевооружение транспортной системы именно наука ответила фундаментальными исследованиями – в области материаловедения, энергетики, механики. Это позволило создать принципиально новые транспортные системы, перейти на современные виды тяги двигателей, выпускать новую транспортную технику, ускорить транспортное строительство.

«Учитывая географическое положение нашей страны и размеры территории, без прорывных технологий в сфере транспорта, основанных на новых принципах, материалах, источниках генерации и хранения энергии, нам не обойтись. Поэтому сегодня важно задуматься, каково стратегическое видение отрасли на горизонте до 2050 года? Только РАН, связывая научное знание в своей синергии, способна дать компетентный ответ на этот стратегический вопрос», – добавил он.

Важно, что в Концепции отмечены актуальные вызовы и факторы, сдерживающие научно-технологическое развитие отрасли. Это зависимость транспорта от импортных технологий, санкционные и другие ограничения. Кроме того, возросли и климатические риски, требующие пересмотра подходов к содержанию и строительству дорог, инфраструктуры в районах многолетней мерзлоты. Риск дефицита трудовых ресурсов должен нивелироваться внедрением искусственного интеллекта и автоматизации.

Транспортники совместно с учеными будут изучать, как повлияет на транспорт экономика, социальная сфера, климат, насколько эти отрасли зависимы друг от друга, в чем заключается обратное влияние. Необходимо продолжать исследования и в области транспортной медицины, чтобы поездки минимально влияли на здоровье человека. А изучение автоматизации новых видов транспорта неразрывно связано с внедрением решений, повышающих бдительность во время управления транспортными средствами. «Транспорт является сложной системой. И рассматривая отрасль через этот подход, нам предстоит использовать весь арсенал методов математического моделирования. Чтобы лучше понимать взаимозависимость и эффективность, видеть дефициты и возможности для принятия научно обоснованных управленческих решений, как оперативного, так и стратегического уровня. Все эти вопросы и направления фундаментального уровня имеют большую практическую значимость и востребованность», – сообщил Роман Старовойт.

Отмечено, что основным выгодоприобретателем исследований и прикладных разработок в транспортной отрасли, помимо граждан, является отраслевой бизнес. Крупные компании, такие как «РЖД», «Аэрофлот» и «Совкомфлот», инвестируют значительные суммы в науку.

Завершая выступление, Министр заявил, что крупнейшие промышленные, социальные и транспортные проекты могут быть реализованы только в сотрудничестве с наукой.