На Евразийском международный форуме в Москве представитель Росгранстроя рассказал об особенностях проектирования пунктов пропуска через госграницу в международных аэропортах страны
19 октября в Москве на одной площадке прошли IV Евразийский международный форум «Пассажирские терминалы» и XII Евразийский международный форум «Проектирование, строительство и эксплуатация аэропортов».
В мероприятиях приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, руководители подведомственных организаций, занимающихся вопросами строительства и реконструкции, представители ключевых отраслевых организаций России и стран ЕАЭС. В рамках пленарных, тематических сессий и круглых столов международные эксперты обсудили новации в сфере нормативного технического регулирования проектирования, строительства и эксплуатации терминальной инфраструктуры, требования к проектным организациям в текущих условиях, современные архитектурные, технические решения и решения в области безопасности и цифровизации.
На полях форума начальник управления технического оснащения и системной интеграции ФГКУ Росгранстрой Владимир Галкин рассказал об особенностях проектирования пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в международных аэропортах РФ, о нормативах, сроках и пропускной способности как ключевого показателя при реализации проектов по развитию воздушных пунктов пропуска. Он отметил, что сегодня в России в международных аэропортах функционирует 81 воздушный пункт пропуска через госграницу РФ. Приоритетами создания пунктов пропуска являются: интеграция в систему международных транспортных коридоров; увеличение объема и скорости транзитных перевозок; развитие мультимодальных логистических технологий, а также создание дополнительных возможностей для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктуры.
Современные подходы к проектированию и строительству инженерно-информационной инфраструктуры пассажирских терминалов, аэропортов должны учитывать требования и правила установления, открытия, функционирования и размещения в них пунктов пропуска, а также их планируемую пропускную способность. Средний цикл проектирования пунктов пропуска с учетом прохождения всех процедур согласования и экспертиз - 12 месяцев, а выполнение работ по оснащению - до 18 месяцев. Это обусловлено длительными сроками производства специального оборудования и проведением испытаний информационных систем по требованиям безопасности информации ФСБ России.
Владимир Федорович рассказал о российском оборудовании и современных технологиях, применяемых в воздушных пунктах пропуска, включая системы обнаружения оружия на теле человека, систему обнаружения делящихся и радиоактивных материалов, систему дистанционного измерения температуры тела и комплексы видеоинформирования. Он также отметил, что в настоящее время в целях сокращения времени прохождения пограничного контроля в международных аэропортах Внуково и Екатеринбург Росгранстроем предусмотрено развертывание автоматизированной системы паспортного контроля, которая позволяет в специализированной кабине сканировать и проверять все паспортные данные без участия пограничника.
Владимир Галкин сообщил о том, что в текущем году Росгранстрой реализовал самый масштабный проект по техническому оснащению воздушного пункта пропуска в новом сегменте пассажирского терминала московского аэропорта Домодедово. В пункте пропуска установлено 176 кабин паспортного контроля, развернуто более 500 рабочих мест для сотрудников государственных контрольных органов, смонтировано 2,5 тысячи видеокамер с функцией распознания лиц, проложено более 830 километров кабельных линий, установлено 880 точек доступа различного типа в том числе с биометрией и четырехфакторной идентификацией, развернута уникальная сеть подвижной цифровой радиосвязи. Высокотехнологичные интеллектуальные системы охранного и оперативного теленаблюдения, контроля и управления доступом не имеют аналогов в аэропортах России и обеспечивают самый высокий и надежный уровень безопасности. Пропускная способность пункта пропуска составила более 4 тысяч пассажиров в час.
До конца этого года Росгранстрой завершит еще два проекта по техническому оснащению воздушных пунктов пропуска в двух аэропортах: Саранск и Кызыл. Благодаря работам по развитию пассажирских терминалов аэропортов и техоснащению пунктов пропуска будут созданы все необходимые условия для осуществления международных рейсов. В ВПП Саранск пропускная способность составит 140 пассажиров в час, в ВПП Кызыл – 100 пассажиров час.
Участники форумов отметили, что эта дискуссионная площадка позволила обсудить ключевые вопросы развития терминальной инфраструктуры, обменяться опытом и узнать о внедрении лучших международных практик в проектных организациях и предприятиях отрасли.