Транспорту, везущему скоропортящиеся грузы с коротким сроком хранения, будет отдаваться приоритет в электронной очереди на МАПП Чернышевское
Минтранс России и ФГКУ Росгранстрой совместно с Правительством Калининградской области ведут работу по определению порядка проезда грузовых транспортных средств, перевозящих скоропортящиеся, специальные и опасные грузы, в системе электронной очереди на подъезде к пункту пропуска Чернышевское на границе с Литвой.
Данная работа позволит перевозчикам скоропортящихся грузов с коротким (15 суток) сроком хранения и реализации (охлажденная продукция (например, молоко) получить приоритет по отношению к транспортным средствам, везущим грузы с более длительным сроком хранения (замороженная продукция, рыба, и т.д.).
По итогам совместной деятельности будет выработан документ, регламентирующий правила очередности пересечения границы для транспортных средств со скоропортом, специальными и опасными грузами. Цель – поддержка предприятий и недопущение убытков из-за простоя на границе транспорта со скоропортящимся грузом с коротким сроком хранения и реализации.
Сегодня в соответствии с законодательством к скоропортящимся товарам относится и охлажденная, и замороженная продукция без ранжирования приоритета. Исходя из этого, грузовики, везущие заморозку (например, котлеты, которые хранятся долго) могут пересечь границу быстрее, чем транспорт, везущий охлажденную продукцию (йогурт, овощи). При этом последним необходимо быстрее пересечь границу, чтобы товар не успел испортиться в процессе длительного ожидания прохождения контрольных процедур.
Уже несколько месяцев (начиная с ноября прошлого года) литовская сторона тормозит нормальное движение грузового трафика. Действия Литвы повлекли за собой скопление выезжающего из Российской Федерации транспорта и, как следствие, значительное отставание времени проезда к пункту пропуска Чернышевское от изначально забронированного в электронной очереди. Сегодня отставание составляет 260 часов (10 суток). Своей очереди перед пунктом пропуска и на площадке-накопителе ожидают свыше 80 грузовиков. Еще больше ожидают проезда дистанционно, ежедневно мониторя обстановку на границе.
Многие грузоперевозчики связывают сложившуюся ситуацию с внедрением системы электронной очереди, отмечая, что Литва традиционно пропускала плохо, но раньше в живой очереди больше 5 суток никто не стоял. Однако с ноября 2023 года литовская сторона снизила пропускную способность в 2-3 раза. И если раньше границу в среднем пересекало порядка 170 грузовиков в сутки (или 7 автомобилей в час), то сейчас эта цифра составляет всего 30-60 машин в сутки (0-3 машины в час). Замедление в работе и низкий уровень пропуска литовской стороной (пункт пропуска Кибартай) –главная причина длительного ожидания пересечения границы в МАПП Чернышевское.
Действия Литвы направлены на саботирование работы системы электронной очереди, искусственное создание ажиотажа и напряженной обстановки.
В пользу этого довода можно привести тот факт, что из-за закрытия ряда пунктов пропуска на границе Литвы и Белоруссии и резкого снижения литовской стороной пропускной способности на границе скопилось порядка 2 тысяч грузовиков.
Снижение пропуска влечет за собой образование очередей, недовольство грузоперевозчиков. Чтобы поддержать бизнес и отдать приоритет при пропуске через госграницу транспортных средств, везущих скоропортящийся груз с коротким сроком хранения, в настоящее время и разрабатываются правила очередности пересечения границы для транспортных средств со скоропортом.